Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 49983
1.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) запл..мби­ро­вать зуб, оз..рение
2) исс..кают силы, зар..дить­ся энер­ги­ей
3) к..снув­шись рукой, отл..жить встре­чу
4) ст..рать бельё, опт..мизм
5) загр..жде­ние, пр..па­ган­да
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) инж..нер, пр..лом­ле­ние лучей
2) соб..русь, пр..зна­тель­ность
3) пр..зен­та­бель­ный, г..рба­рий
4) изм..нился, изв..нение
5) выч..тание, пош..птать­ся
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) ра(с/сс)кла­ды­вать
2) о(т/тт)оп­тать ноги
3) па(р/рр)одия
4) ко(р/рр)ес­пон­ден­ция
5) папуа(с/сс)кий.
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) от­стриж..т
2) сун­дуч..к
3) кумач..вое знамя
4) беч..вка
5) с лапш..й
5.  
i

Ука­жи­те слова, в окон­ча­нии ко­то­рых пи­шет­ся буква е:

1) (со­об­щить) о при­бы­ти..
2) (де­ре­вья) в ине..
3) (о) горящ..м (ко­ст­ре)
4) син..м (морем)
5) при­к­ле..м (объ­яв­ле­ние)
6.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) от­ды­хать в Итали.., к зовущ..му нас че­ло­ве­ку
2) о таком про­из­вол.., в бе­личь..м гнез­де
3) о по­до­ба­ющ..м об­ли­ке, бо­лез­не­устойч..вый
4) для упру­гост.., расчётл..вый
5) кру­жоч..к, плюш..вый
7.  
i

Пи­шет­ся а/Я на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) маяч..щие огни
2) под­ст­ро..вший­ся под нас
3) засе..нные рап­сом поля
4) они леле..т мечту
5) наде..лся на по­бе­ду
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)бывая в де­рев­не; в доме (не)про­топ­ле­но
2) (не)спо­со­бен на под­лость, (не)бу­маж­ный пакет
3) ещё (не)сде­лан­ное за­да­ние; да­ле­ко (не)успеш­ное вы­ступ­ле­ние
4) аб­со­лют­но (не)при­ят­ные но­во­сти; пол­ное (не)ве­зе­ние
5) (не)глу­бо­кая, но ши­ро­кая река, (не)со­всем точ­ный про­гноз
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Как я 1)н.. вгля­ды­вал­ся в это гро­мад­ное про­стран­ство, я 2)н.. уви­дел, кроме далёкого огонь­ка, 3)н.. одной свет­лой точки, и это 4)н.. могло меня 5 )н..огор­чить.

5)  
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (авто)база
2) (тёмно)крас­ный
3) любо(до­ро­го) по­смот­реть
4) (ин­фор­ма­ци­он­но)ре­клам­ный
5) (полу)улыб­ка
11.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он не чув­ство­вал яр­ко­го света элек­три­че­ско­го фо­на­ри­ка, (в)упор све­тив­ше­го ему в лицо.
2) (B)виду бо­лез­ни пре­по­да­ва­те­ля за­ня­тия от­ме­ни­ли.
3) Щенок го­нял­ся за мной, (при)этом пых­тел, фыр­кал и кусал за ноги.
4) Наш про­вод­ник плохо знал мест­ность, (за)то ока­зал­ся весёлым со­бе­сед­ни­ком.
5) Стадо по­тя­ну­лось из де­рев­ни нам (на)встре­чу.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Бро­сить че­ло­ве­ка в беде_ зна­чит ду­мать толь­ко о себе.
2) Мой брат_ спо­соб­нее и умнее меня.
3) Это от­кры­тие _ одно из наи­бо­лее серьёзных до­сти­же­ний фи­зи­че­ской химии за по­след­нюю чет­верть века.
4) Сюжет, кра­со­та, жи­вость, энер­гия_ всё было в этой кар­ти­не.
5) Дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность_ есть обя­за­тель­ное ка­че­ство куль­тур­но­го че­ло­ве­ка.
13.  
i

В каких пред­ло­же­ни­ях рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния со­от­вет­ству­ет при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Ма­сте­ра из­вле­кая ра­ду­ю­щие взгляд эф­фек­ты из союза скульп­ту­ры с водой со­зда­ли в го­ро­де целую ар­хи­тек­ту­ру фон­та­нов.
2) Вда­ле­ке по­слы­шал­ся по­сте­пен­но уси­ли­ва­ю­щий­ся и пе­ре­хо­дя­щий в пре­ры­ви­стые рас­ка­ты гул.
3) На не­ко­то­рых берёзах обращённых к солн­цу уже по­яви­лись зо­ло­тые серёжки.
4) На ку­стах смо­ро­ди­ны рос­шей вдоль огра­ды тяжёлыми кап­ля­ми ле­жа­ла роса.
5) По тро­пин­ке бе­жа­ла Лиза моя школь­ная по­дру­га и что-то от­ча­ян­но кри­ча­ла.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Впе­ре­ди были люди и сле­до­ва­тель­но была на­деж­да на спа­се­ние.
2) Ка­за­лось не­ве­ро­ят­ным что их толь­ко что об­ни­ма­ла све­жая лес­ная зе­лень.
3) Пре­вра­тить слово в дело как раз го­раз­до труд­нее чем дело пре­вра­тить в слово.
4) Не­опыт­ность его впро­чем в глаза не бро­са­лась.
5) Может быть вы ви­де­ли фильм ре­жиссёра Ан­дрея Тар­ков­ско­го?
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) В лесу при­ят­но пах­нет и ма­ли­ной_ и смо­лой_ и ба­гуль­ни­ком.
2) Ладно, съем яб­ло­ко_ или хлеб_ или халву.
3) Этот район со сво­и­ми овра­га­ми_ и лож­би­на­ми, с ле­са­ми_ и по­ля­на­ми, с ре­ка­ми_ и бо­ло­та­ми об­ла­дал де­сят­ка­ми мик­ро­кли­ма­тов.
4) Усы_ и бо­ро­да у Ан­дрея Ильи­ча были тон­кие_ и ред­кие.
5) Не­ров­ная линия бе­ре­га_ то под­ни­ма­лась_ то опус­ка­лась_ и при­ят­но тре­во­жи­ла глаз.
16.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова яв­ля­ют­ся са­мо­сто­я­тель­ны­ми ча­стя­ми речи:

1) Всё выше и выше под­ни­ма­ет­ся солн­це, обе­щая нам жар­кий и дол­гий день.
2) Услы­шав, как хруст­ну­ла ветка у меня под ногой, зверь мгно­вен­но скрыл­ся за де­ре­вья­ми.
3) Каков он собою?
4) Пока на земле ещё су­мрак, ди­ко­вин­на жизнь небес.
5) Увы, наш круг час от часу ре­де­ет.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как во вто­рой части по­яс­ня­ет­ся, рас­кры­ва­ет­ся со­дер­жа­ние пер­вой части:

1) Будем живы_ обя­за­тель­но встре­тим­ся.
2) Обо­док этого блюда укра­шен изыс­кан­ным ор­на­мен­том в позд­не­ан­тич­ном духе_ зме­я­ща­я­ся ви­но­град­ная лоза об­ви­ва­ет вазы, фи­гур­ки жи­вот­ных, птиц.
3) Раз­дви­нешь ру­ка­ми чащу ку­стар­ни­ка или навес травы_ пахнёт в лицо све­жей сы­ро­стью.
4) Дей­ство­вать будем так_ сна­ча­ла оты­щем лодку, потом по­плывём на дру­гой берег.
5) К ста­рин­ным бу­ма­гам страш­но было при­кос­нуть­ся_ они об­ра­ща­лись в пыль.
18.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Я крик­нул в те­ле­фон­ную труб­ку: «Ба­буш­ка не может по­дой­ти!»
2) «Вы слу­чай­но не по­ку­па­е­те ло­ша­дей? — спро­сил Семёнов, но, за­ме­тив гроз­ный взгляд жены, при­ба­вил: — Из­ви­ни­те, это я так».
3) — Ду­май­те сами, — су­ро­во сдви­ну­ла брови сек­ре­тар­ша — От вас не дик­тант тре­бу­ет­ся на­пи­сать, а за­яв­ле­ние!
4) По сло­вам од­но­го из фи­ло­со­фов: «пе­ре­став быть спор­ной, мысль пе­ре­стаёт быть ин­те­рес­ной».
5) Учи­тель­ни­ца по­смот­ре­ла на нас и вдруг спро­си­ла:
— Ре­бя­та, а кто из вас был в этом музее?
—Я, — от­ве­тил Пашка.
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Джин­сы можно смело на­звать_ как спор­тив­ной_ так и клас­си­че­ской одеж­дой.
2) Да­ур­ский ро­до­денд­рон из­дав­на при­ме­нял­ся_ как це­леб­ное сред­ство про­тив рев­ма­тиз­ма.
3) В во­ен­ном учи­ли­ще физ­куль­ту­ра была столь же при­выч­ной дис­ци­пли­ной_ как и ог­не­вая под­го­тов­ка.
4) Ста­рик, ко­то­ро­го вы ви­де­ли се­год­ня у меня в ма­стер­ской, не кто иной_ как барон Ха­у­с­берг.
5) Ваня_ как боль­шой лю­би­тель кино_ не мог удер­жать­ся от со­блаз­на схо­дить на этот фильм.
20.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Женя_ как воды в рот на­бра­ла.
2) Лек­ции За­озер­ско­го были так же по­хо­жи на его пе­чат­ный курс_ как ге­ни­аль­ное ис­пол­не­ние какой-ни­будь сим­фо­нии — на её нот­ную за­пись.
3) Книж­ка была при­креп­ле­на к тон­кой_ как нитка_ це­поч­ке.
4) Вла­ди­мир На­бо­ков писал_ как прозу_ так и стихи.
5) Это за­га­доч­ное су­ще­ство ока­за­лось не кем иным_ как со­сед­ским котом.
21.  
i

Ука­жи­те си­но­ни­мы к фра­зео­ло­гиз­му «на­мы­лить шею»:

1) за­дать жару
2) на­кру­тить хвост
3) ше­ве­лить моз­га­ми
4) с го­ло­вы до пят
5) си­деть на шее
22.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии ме­сто­име­нию?

Ува­жать себя труд­нее, чем лю­бить.

1) лич­ное
2) воз­врат­ное
3) 1-го лица
4) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме ро­ди­тель­но­го па­де­жа
23.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся при­ла­га­тель­ным:

1) Он тя­же­ло дышал, в гла­зах ря­би­ло от сол­неч­но­го блес­ка.
2) Пя­ти­со­тен­ная ку­пю­ра была со­вер­шен­но новая.
3) Этот па­по­рот­ник ин­те­ре­сен своей окрас­кой и пол­зу­чим кор­не­ви­щем.
4) На­ка­за­ние было спра­вед­ли­во, но я всё равно оби­дел­ся.
5) Эта ком­на­та свет­лее, чем та.
24.  
i

Стро­е­ние каких слов со­от­вет­ству­ет схеме:

при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние?

1) отрав­лен
2) под­толк­нув­ший
3) на­иг­ран­ность
4) на­ко­пи­тель
5) свя­зан­ный
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В этот хо­лод­ный и вет­ре­ный день ветер не уни­мал­ся целый день.
2) Мой друг из­ме­нил­ся за эти годы до не­узна­ва­е­мо­сти.
3) В по­след­ние годы почти все пу­сты­ри в нашем рай­о­не были за­стро­е­ны.
4) Рань­ше я до­воль­но часто по­се­щал чи­та­тель­ский зал.
5) Вес и раз­ме­ры этого груза со­от­вет­ство­ва­ли норме.
26.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых формы всех слов об­ра­зо­ва­ны пра­виль­но:

1) более пя­ти­ста спортс­ме­нов
2) в двух ты­ся­ча пят­на­дца­том году
3) об­ра­тить­ся к ему с речью
4) по­зна­ко­мить­ся с Дмит­ри­ем Не­кра­ше­ви­чем;
5) не­сколь­ко блю­де­чек.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пи­са­тель по­дроб­но опи­сал о наших буд­нях и празд­ни­ках, о таких со­вре­мен­ни­ках, как мы с вами.
2) Пу­те­ше­ствуя на­лег­ке, по­езд­ка ка­за­лась осо­бен­но при­ят­ной.
3) Эти две изящ­ные лампы укра­сят и со­зда­дут уют в вашей го­сти­ной.
4) На кон­фе­рен­ции вы­сту­пи­ла из­вест­ный про­фес­сор М. И. Чер­няв­ская.
5) Во­ро­па­ев ска­зал с вос­тор­гом, что разве уснёшь в такую ночь.
28.  
i

Про­из­но­си­тель­ные нормы на­ру­ше­ны в сло­вах:

1) го­лод­на́
2) [т' э]рапе́вт
3) арахи́совый
4) стату́я
5) от­ку­по́рив
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Это лето было на ред­кость зной­ным. (2) Ве­че­ра сто­я­ли душ­ные, тихие, даже ночь не при­но­си­ла об­лег­че­ния. (3) Вот и се­год­ня ка­за­лось, что в гу­стом, тя­гу­чем воз­ду­хе бук­валь­но за­сты­ли и город, и река и ничто не смо­жет ожи­вить их. (4) И вдруг за­жглась пер­вая звез­да, за ней дру­гая, и вско­ре всё небо по­кры­лось звёздным узо­ром, рос­сы­пью огонь­ков от­ра­зив­шим­ся в реке.

(5) В доме на бе­ре­гу не спал ма­лень­кий маль­чик. (6) Он смот­рел на звёзды и видел не­ве­до­мый, фан­та­сти­че­ский мир, в ко­то­ром живут не­обык­но­вен­ные су­ще­ства и доб­рые, щед­рые и мо­гу­ще­ствен­ные люди. (7) Вот Ко­зе­рог, а вот со­звез­дие Во­до­лея. (8) Во­до­лей  — это ска­зоч­ный ко­роль, ко­то­рый вы­тя­нул руку, чтобы с его ла­до­ни па­да­ла вниз, на Землю, се­реб­ря­ная струя. (9) А вон Скор­пи­он, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огром­ный не­бес­ный мир, пол­ный жизни!

(11) Маль­чи­ку вдруг вспом­нил­ся ба­буш­кин рас­сказ о далёких вре­ме­нах, когда люди ве­ри­ли, что звёзды  — это се­реб­ря­ная на­кид­ка, укра­ша­ю­щая го­ло­ву неба, и что по ним можно опре­де­лить, сколь­ко живых душ оби­та­ет на земле. (12) Ро­дил­ся че­ло­век  — за­жглась звез­да, отдал Богу душу  — и звез­да за­ка­ти­лась, по­гас­ла. (13) Боль­шие и яркие звёзды при­над­ле­жат кня­зьям, царям, а ма­лень­кие и туск­лые  — не­удач­ни­кам и бед­ня­кам, самые же кро­шеч­ные, еле раз­ли­чи­мые гла­зом  — всем осталь­ным су­ще­ствам: пти­цам, рыбам, жи­вот­ным.

(14) Ма­лень­кий ху­дож­ник не спал до рас­све­та, мыс­лен­но рисуя одну кар­ти­ну за дру­гой в ожи­да­нии зав­траш­не­го дня, когда он смо­жет взять в руки кисть.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — рас­суж­де­ние
4) за­да­ча речи — рас­ска­зать о семье ма­лень­ко­го ху­дож­ни­ка
5) за­да­ча речи — пе­ре­дать вос­хи­ще­ние маль­чи­ка кра­со­той звёзд­но­го неба
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) По за­клю­че­нию Япон­ской ме­ди­цин­ской ас­со­ци­а­ции, по­жи­лым людям для сча­стья нужны три усло­вия. (2) Во-пер­вых, быть здо­ро­вым. (3) Во-вто­рых, эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мым. (4) В-тре­тьих, со­хра­нять любые увле­че­ния, раз­де­лять их с дру­зья­ми.

(5) Что ка­са­ет­ся здо­ро­вья, то Япо­ния за­ни­ма­ет пер­вое место в мире по про­дол­жи­тель­но­сти жизни. (6) И это го­во­рит само за себя. (7) А вы­со­кий уро­вень ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния и пре­иму­ще­ства тра­ди­ци­он­ной на­ци­о­наль­ной диеты сде­ла­ли для япон­цев уход на пен­сию в 65 лет на­ча­лом «вто­рой жизни».

(8) Вто­рая за­да­ча  — обес­пе­чить по­жи­лых людей ма­те­ри­аль­но  — в Япо­нии тоже ре­ше­на.

(9) Но ведь, кроме здо­ро­вья и эко­но­ми­че­ской не­за­ви­си­мо­сти, че­ло­ве­ку пре­клон­но­го воз­рас­та нужны лю­би­мые увле­че­ния. (10) Япон­ский образ жизни бла­го­при­ят­ству­ет и этому. (11) В Стра­не вос­хо­дя­ще­го солн­ца у жен­щин по-преж­не­му по­пу­ляр­ны ике­ба­на и чай­ная це­ре­мо­ния, у муж­чин  — кал­ли­гра­фия и бо­е­вые ис­кус­ства . (12) Не вы­хо­дят из моды круж­ки баль­ных тан­цев, куда ходят те, кому за 70. ( 13) На­ко­нец, по­жи­лых людей при­зы­ва­ют изу­чать ино­стран­ные языки, так как это спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию па­мя­ти.

(14) Быть об­щи­тель­ным, не до­пус­кать, чтобы с го­да­ми сужал­ся круг ин­те­ре­сов, - вот залог оп­ти­ми­сти­че­ско­го взгля­да на жизнь. (15) А он, в свою оче­редь, обес­пе­чи­ва­ет пси­хи­че­ское здо­ро­вье, что поз­во­ля­ет япон­цу чув­ство­вать себя счаст­ли­вым, не­смот­ря на воз­раст.

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «не­при­нуждённый, рас­ко­ван­ный, не ис­пы­ты­ва­ю­щий стес­не­ния»
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «не на­хо­дя­щий­ся в чьей-либо вла­сти, в под­чи­не­нии кому-либо»
3) си­но­ним — «не­из­мен­ный»
4) си­но­ним — «са­мо­сто­я­тель­ный»
5) ан­то­ним — лиш­ний
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лей­те­нант резко взял с места, на­прав­ля­ясь к ку­стар­ни­ку, од­на­ко в рых­лом снегу лыжи сколь­зи­ли плохо, про­ва­ли­ва­ясь в глу­бо­кие колеи, из ко­то­рых тор­ча­ли лишь их изо­гну­тые концы. (2) А ветки ку­стар­ни­ка цеп­ля­лись за мас­ки­ро­воч­ный халат, сры­ва­ли с го­ло­вы ка­пю­шон. (3) На­вер­ное, чет­верть часа лей­те­нант про­ди­рал­ся через ку­стар­ник, пока на­ко­нец не вы­рвал­ся в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лей­те­нант не огля­ды­вал­ся, он слы­шал шорох лыж сзади и мер­ное при­выч­ное ды­ха­ние бой­цов. (5) Его гнев по­не­мно­гу стал спа­дать, самая боль­шая беда ми­но­ва­ла, он стал свы­кать­ся с тем, что их оста­лось во­семь. (6) Прав­да, пол­но­стью при­ми­рить­ся с этим было нель­зя. (7) Но труд­ный уча­сток они про­ско­чи­ли, и те­перь важно было не на­рвать­ся в ночи на какие-ни­будь ты­ло­вые части.

(8) Вско­ре на снегу на­ме­тил­ся не­боль­шой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало сво­бод­нее. (9) В вет­ре­ном ноч­ном су­мра­ке слы­шал­ся сплош­ной шорох снега под лы­жа­ми. (10) Лей­те­нант ещё уве­ли­чил темп. (11) До­ро­га была даль­няя, даже слиш­ком даль­няя для одной ночи, и надо было спе­шить. (12) Тут он ещё пом­нил марш­рут, изу­чен­ный на­ка­ну­не по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же ре­чуш­ки.

(13) Груп­па быст­ро дви­га­лась в серых ноч­ных су­мер­ках. (14) Беззвёздное небо сплош­ным по­ло­гом на­кры­ло зим­ний про­стор, в ко­то­ром туск­ло тем­не­ли раз­мы­тые пятна ку­стар­ни­ков, де­ре­вьев, бу­рья­на и ещё чего-то не­яс­но­го и за­га­доч­но­го. (15) Ра­ке­ты на пе­ре­до­вой све­ти­ли да­ле­ко сзади. (16) По­сте­пен­но лей­те­нант стал успо­ка­и­вать­ся: они про­рва­лись.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 1—4) пред­ло­же­ние, свя­зан­ное с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 7) в об­ласть от­ве­тов.

32.  
i

(1) Я про­сы­па­юсь от хо­ло­да. (2) Вы­ле­заю из-под оде­я­ла, иду во двор за по­ле­нья­ми. (3) С де­ся­ток по­ле­ньев несу в дом. (4) На­щи­пал лу­чи­ны и за­то­пил печь. (5) Запах огня был чист и резок. (6) Дым, белый как снег, пошёл в трубу, и я долго смот­рел на него.

(7) Через не­сколь­ко часов на небе по­ка­за­лось яркое сол­ныш­ко.

(8) Его лучи стали про­ни­кать через не­плот­но при­творённые став­ни, зо­ло­ти­ли из­раз­цо­вую печь и стены. (9) Какие толь­ко пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся на солн­це крас­ки здесь не иг­ра­ли!

(10) Печь уже тре­ща­ла. (11) Я взял две бадьи и пошёл за водой. (12) Вы­со­ко на­топ­тан­ная тро­пин­ка зве­не­ла под ва­лен­ка­ми фар­фо­ро­вым зво­ном. (13) Снег на солн­це был до того ярок и све­тел, что глаза не­про­из­воль­но щу­ри­лись, а в тени от домов чётко ощу­ща­лась глу­бин­ная снеж­ная си­не­ва.

(14) На­брав воды, я пошёл домой. (15) Ды­ша­лось легко, глу­бо­ко. (16) Я не слы­шал сво­е­го серд­ца. (17) Дома налил воды в са­мо­вар, на­брал в же­лез­ный совок ру­мя­ных, уже успев­ших на­го­реть углей и опу­стил их в нутро са­мо­ва­ра. (18) Са­мо­вар за­шу­мел почти тот­час же.

(19) Я рас­крыл банку сгущёнки, за­ва­рил чай и на­ре­зал хлеб. (20) Хо­ро­шо-то как!

Опре­де­ли­те стиль и тип речи тек­ста из за­да­ния В1:

1)  стиль пуб­ли­ци­сти­че­ский, тип речи  — по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми рас­суж­де­ния;

2)  стиль раз­го­вор­ный, тип речи  — опи­са­ние с эле­мен­та­ми по­вест­во­ва­ния;

3)  стиль ху­до­же­ствен­ный, тип речи  — по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния;

4)  стиль на­уч­ный, тип речи  — опи­са­ние;

5)  стиль офи­ци­аль­но-де­ло­вой, тип речи  — опи­са­ние.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лей­те­нант резко взял с места, на­прав­ля­ясь к ку­стар­ни­ку, од­на­ко в рых­лом снегу лыжи сколь­зи­ли плохо, про­ва­ли­ва­ясь в глу­бо­кие колеи, из ко­то­рых тор­ча­ли лишь их изо­гну­тые концы. (2) А ветки ку­стар­ни­ка цеп­ля­лись за мас­ки­ро­воч­ный халат, сры­ва­ли с го­ло­вы ка­пю­шон. (3) На­вер­ное, чет­верть часа лей­те­нант про­ди­рал­ся через ку­стар­ник, пока на­ко­нец не вы­рвал­ся в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лей­те­нант не огля­ды­вал­ся, он слы­шал шорох лыж сзади и мер­ное при­выч­ное ды­ха­ние бой­цов. (5) Его гнев по­не­мно­гу стал спа­дать, самая боль­шая беда ми­но­ва­ла, он стал свы­кать­ся с тем, что их оста­лось во­семь. (6) Прав­да, пол­но­стью при­ми­рить­ся с этим было нель­зя. (7) Но труд­ный уча­сток они про­ско­чи­ли, и те­перь важно было не на­рвать­ся в ночи на какие-ни­будь ты­ло­вые части.

(8) Вско­ре на снегу на­ме­тил­ся не­боль­шой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало сво­бод­нее. (9) В вет­ре­ном ноч­ном су­мра­ке слы­шал­ся сплош­ной шорох снега под лы­жа­ми. (10) Лей­те­нант ещё уве­ли­чил темп. (11) До­ро­га была даль­няя, даже слиш­ком даль­няя для одной ночи, и надо было спе­шить. (12) Тут он ещё пом­нил марш­рут, изу­чен­ный на­ка­ну­не по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же ре­чуш­ки.

(13) Груп­па быст­ро дви­га­лась в серых ноч­ных су­мер­ках. (14) Беззвёздное небо сплош­ным по­ло­гом на­кры­ло зим­ний про­стор, в ко­то­ром туск­ло тем­не­ли раз­мы­тые пятна ку­стар­ни­ков, де­ре­вьев, бу­рья­на и ещё чего-то не­яс­но­го и за­га­доч­но­го. (15) Ра­ке­ты на пе­ре­до­вой све­ти­ли да­ле­ко сзади. (16) По­сте­пен­но лей­те­нант стал успо­ка­и­вать­ся: они про­рва­лись.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 1 и 2 гла­гол не­со­вер­шен­но­го вида, пе­ре­ход­ный, 1-го спря­же­ния. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой он упо­треблён в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 4 - м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Ни­ки­та проснул­ся с пред­чув­стви­ем сча­стья, по­то­му что дол­жен был на­ко­нец прий­ти обоз с обе­щан­ным дедом Ни­ки­фо­ром по­дар­ком. (2) Маль­чик по­ско­рее одел­ся и вышел во двор.

(3) Утро было ясное и мо­роз­ное. (4) Над всей де­рев­ней сто­я­ли стол­бы си­не­го дыма. (5) За ночь на де­ре­вьях ещё гуще лёг иней, а огром­ные то­по­ля над пру­дом со­всем опу­сти­ли за­сне­жен­ные ветви.

(6) Вско­ре Ни­ки­та уви­дел, что на до­ро­ге, пра­вее де­рев­ни, по­яви­лись возы. (7) Один за дру­гим они вы­полз­ли из овраж­ка и по­пле­лись по до­ро­ге вдоль пруда к пло­ти­не. (8) Всего в обозе было шест­на­дцать саней. (9) Ло­ша­ди шли бодро, хло­па­ли кнуты, пар стоял над обо­зом.

(10) Пер­вым въе­хал на двор во главе обоза Ни­ки­фор, ко­ре­на­стый ста­рик в ва­лен­ках, об­мо­тан­ных верёвками. (11) Он обер­нул­ся и крик­нул тем, кто был по­за­ди:

(12)  — Эй, за­во­ра­чи­вай к ам­ба­рам, а по­след­ний воз к дому.

(13) Когда этот воз при­бли­зил­ся, Ни­ки­та не сразу понял, что на нём лежит. (14) Это было что-то боль­шое, стран­ной формы, зелёное, с длин­ной крас­ной по­ло­сой. (15) У маль­чи­ка за­би­лось серд­це. (16) На санях ле­жа­ла, скри­пя и по­ка­чи­ва­ясь, двухвёсель­ная кру­то­но­сая лодка. (17) Сбоку лодки из саней тор­ча­ли два зелёных весла и мачта с мед­ной ма­ков­кой на конце.

(18) Так вот какой был по­да­рок, обе­щан­ный дедом Ни­ки­фо­ром!

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии, вы­де­лен­ном в 2-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 7—11) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с при­да­точ­ной опре­де­ли­тель­ной. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 9) в об­ласть от­ве­тов.

37.  
i

Опре­де­ли­те лек­си­че­ское зна­че­ние слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  хан­же­ство — ли­це­ме­рие

Б.  то­пить (печку в доме) — то­пить (лодку в море)

B.  весёлый (раз­го­вор) — скуч­ный (раз­го­вор)

Г.  све­жая (рыба) — све­жая (га­зе­та)

1.  ан­то­ни­мы

2.  си­но­ни­мы

3.  омо­ни­мы

4.  мно­го­знач­ное слово

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Бу­ма­ги были раз­бро­са..ы по всей ком­на­те.

Б)  На суде нам предъ­яви­ли ве­ще­стве..ые до­ка­за­тель­ства.

В)  Зачем вам нужна гашё..ая из­весть?

Г)  По­че­му у тебя такие ис­ца­ра­па..ые руки?

1)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия (или при­ла­га­тель­но­го), об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида.

2)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого с за­ви­си­мым сло­вом.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого без за­ви­си­мо­го слова.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

6)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от су­ще­стви­тель­но­го с по­мо­щью суф­фик­са -енн-.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют ме­сто­име­ния в пред­ло­же­ни­ях, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Нужно знать, ка­ко­вы глав­ные тре­бо­ва­ния к оформ­ле­нию ре­фе­ра­та.

Б)  Здесь лежат его пись­ма.

В)  Знаю, что скоро мне придётся за­ду­мать­ся о бу­ду­щем

Г)  Про­из­ве­де­ние, ко­то­рое дети слу­ша­ли, было не­зна­ко­мым.

1)  под­ле­жа­щее

2)  часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  об­сто­я­тель­ство

5)  до­пол­не­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Ро­зо­вые пионы по­да­ри­ли мне на день рож­де­ния.

Б.   Нам нель­зя так позд­но воз­вра­щать­ся домой.

В.   Не люблю оди­но­че­ства .

Г.   Как хо­ро­ши за­ка­ты!

1)  на­зыв­ное

2)  без­лич­ное

3)  не­опре­делённо-лич­ное

4)  опре­делённо-лич­ное

5)  дву­со­став­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.